Автор: Илья М. Екатеринбург 21 июля 2013

 

Матиз купил как первый автомобиль.

Требований к машине было три, чтобы она:

    Возила.
    Не трахала мозги.
    Не тянула много денег из семейного бюджета.

В кредит залезать не хотел, молодая семья, расходов и без того достаточно. Покупали на семейные сбережения. Покупали новую, так как мы с женой в машинах валенки, а нарушать пункты 2 и 3 не хотелось.

Если бы мы жили в маленьком посёлке с раздолбанными дорогами, в своём доме с гаражом, в гараже электричество, яма, верстак и тепловая пушка — купили бы Жигули. Но мы живем в мегаполисе, в высотном доме, под окном платные автостоянки, мойки и автосервисы. В этих условиях альтернативы не отыскали — только Матиз в самой дешевой комплектации.

Водитель в нашей семье один, он пишет этот отзыв и сдал на права в ноябре 2011. С покупкой машины решили не тянуть, так как дорожают они намного быстрее, чем наши зарплаты. Начитавшись в интернете про многомесячные очереди на дешевые комплектации всяких солярисов и рено, заглянул в автосалон (там, действительно, работают настоящие живые узбеки).

— У вас Матизы дешевые есть?

— Есть, комплектация Лав Кост, двести девять тысяч рублей!

— А в наличии они есть?

— Есть, а Вам какого цвета?

Я выпал в осадок.

— А… гм… какие есть?

Продажник порылся в компе и назвал почти всю заводскую палитру. Вот проблема! Еще надо и цвет выбрать!

Вернулся домой, собрал своих девушек и сели за раздумья. Какой цвет? Мне нравится ярко-красный, он создает хорошее настроение и его издалека видно. Только одно но. Я занимаюсь туризмом, и если загонять автомобиль в лес, то желательно, чтобы он там сильно не отсвечивал. Поэтому сошлись на красном, но более умеренного оттенка.

Выбрав цвет, забронировали автомобиль и пошли в банк за деньгами. В машине перед покупкой я не сидел, нефик выпендриваться, а то еще что-нибудь не понравится. Покупка авто заняла один день. Выяснилось, что из дополнительного оборудования в комплектацию, которую узбеки назвали «Лав Кост», входит… домкрат в матерчатом чехле. И всё. Поэтому все вкусности и полезности пришлось докупать отдельно. Судя по интернет-сайту, в указанную комплектацию входят «Сиденье водителя и переднего пассажира». Ну вот, а я думал, что буду рулить, сидя на корточках… Из полезных вкусняшек машина оснащена обогревом заднего стекла и фарами с электрическим корректором.

Машину покупали зимой, а стояла она на летних шинах. Зимнюю резину надо? Надо. Разорились. Защиту поддона двигателя с таким дорожным просветом надо? Надо. Разорились. Сигнализацию за восемь тысяч рублей… а это зачем? Чтобы двери открывались? А так просто они не открываются? Ах, они САМИ будут открываться? Да нет, спасибо, мне и ключ, извиняюсь, засунуть нетрудно. Что? Машину не угонят? Не-е-ет, чтобы машину не угнали, её просто не надо покупать… Что предлагаете? Штырь вместо сигнализации? Это же в какое место его надо, кхм, вставлять? Ага, в коробку передач? И куда поедет машина с засунутым штырём? Только взад? А если аккумулятор с*****т (украдут) или он с***т (сядет), я этот штырь смогу вытащить? Хорошо, уговорили. Разоряюсь.

Иду в кассу. Рядом с кассой сидят представители кредитобанков и страховых компаний. Кредиты — это не для нас, а вот страховщиков, похоже, нужно использовать. Без страховки гаишники ездить не дадут. ОСАГО + ДСАГО на 1 млн. рублей обошлись, учитывая мой нулевой стаж вождения, около 8 тысяч.

Дали ключи и выгнали машину. «Садитесь, она Ваша». Свои эмоции по поводу того, как видеть, ощущать и садиться в первую в жизни собственную машину (новую иномарку! ***, я олигарх!!!) я, пожалуй, опущу. Кто знает — тот помнит. Кто не знает — рекомендую попробовать, приятно. Устроившись за рулем, достал заранее распечатанную «контрольную карту» и начал проверять работу всех автомобильных систем, уровни подкапотных жидкостей и ЭДС аккумулятора (из дома брал вольтметр). Всё работало, заводилось, крутилось, регулировалось и подмигивало. Даже в бачке омывателя что-то было (на дворе зима). Печально горела лампа уровня бензина и мне посоветовали поскорее заглушить двигатель, дабы было на чем доехать до заправки.

Не понравилась сдутость левого переднего колеса. Менеджер, получивший деньги за машину, сообщил, что ничего страшного. Сервисный инженер привык работать не словом, а делом, потому притащил шинный манометр. «1,8 — да, маловато!» Загнал машину на пост и подкачал.

Особого качества от Матиза я не ждал, оно понятно, узбецкий запорожец. Однако с началом эксплуатации косяков обнаружено было мало. Замят уплотнитель левой задней двери и не настроена левая же форсунка омывателя. На ступице руля и козырьке приборов облой пластмассового литья. На уплотнитель я забил, герметичен и ладно. Про форсунку долго читал в интернете — потом понял, взял тонкое шило и настроил. Облой доработал напильником. В окончании добавлю, что забирать машину лучше всё же утром, а не вечером, как я. Проверка автомобиля занимает определенное время, а рабочий день автосалона в выходные вечером ограничен, на что мне несколько раз намекали.

Эксплуатация

Зима. Матиз живет на открытой стоянке. Зимой он каждую ночь покрывался инеем. Прыгаем в машину, заводим, берем скребки и выходим наружу отскребать. Минут через 10-15 стёкла и зеркала чистые. Если они вечером были грязные, то вместе с инеем отскребается и грязь. Где-то через это же время стрелка термометра подымется до первой трети шкалы. Можно садиться в машину и включать печку. Теплый воздух идет сразу же. Полностью конструкция машины разогревается где-то за полчаса движения. В сильные холода обмерзают задние стёкла, особенно если полная машина народу. Заднее стекло лечится обогревом, боковые отскребают изнутри пассажиры. Передние стекла не запотевают и не обмерзают, если на них дует воздух. Если греть одновременно стекло и ноги, используется 3-4 скорость вентилятора. На хорошо прогретой машине видимость всегда прекрасная. Оставляя машину, ее можно «выморозить» — открыть на заглушенном Матизе все двери и багажник минут на пять. Теплый влажный воздух из машины выйдет. Утром инея снаружи будет меньше, а то и не будет совсем. Но греть машину все равно нужно. Если в период прогрева неохота прыгать рядом с авто, можно сесть внутрь, но обязательно пустить на лобовое стекло холодный воздух с улицы до тех пор, пока двигатель не прогреется. Иначе стекло запотеет изнутри и обмерзнет.

Заводится Матиз отлично, если двигатель холодный. Если горячий, может завестись не с первого раза (прокрутка 3 секунды), заводили со второго. На пробег 1970 км пришлось «нулевое» ТО. Узбеки заменили залитую на заводе «минералку» на Mobil1 5w50 — пожалуй, одно из самых дорогих моторных масел на рынке. Поэтому ТО обошлось в 2300 рублей (вместе с мойкой машины). Бесплатно в рамках гарантийной компании установили реле в цепь обогрева заднего стекла.

Вторая зима заставила ездить при температурах под 30. Холодная машина заводилась отлично, но уже чувствовалось, что третью зиму аккумулятор не переживёт - осенью 2013 надо будет покупать новую батарейку. Мороз 30 и ниже для Матиза, конечно, экстрим. Замерзает всё - резина, подвеска, рулевое. Первые 10 минут езды руль без усилителя крутить тяжело, видимо, густеет смазка. Столько же времени разогревается масло в амортизаторах. Только коробка хорошо работает. В машине холодно. Печка дует, старается, но вокруг ледяное железо и пластик. Согреваются они через час езды, когда уже, считай, приехали. Возрастает расход топлива - жжешь бензин на пониженных передачах, пытаясь повысить температуру тосола.

ТО 10000 обошлось где-то в 4,5 т.р. Заменили фильтр масляный, топливный, воздушный. Вместо масла Mobil1 залили масло Mobil3000 5w30. Зачем? Надеюсь, пусковые свойства не ухудшатся. Еще сервисник посоветовал поставить картонку перед радиатором и утеплить моторный отсек. Ну не знаю... вчера было минус 20, сначала в машине было холодно, даже включал на пару минут рециркуляцию, чтобы поскорей прогрелась. Через час езды по городу снял шапку, шарф, перчатки, пуховик, убавил скорость вентилятора, а потом и... включил подмес холодного воздуха, иначе в машине Африка. Вот и думай насчет картонки...


Пришла весна, на дорогах грязь. Данная комплектация Матиза задним дворникам не оснащается. Заднее стекло загрязняется небыстро, но все равно загрязняется. Поэтому дворником работает водитель. Инструментом служит — правильно — щетка стеклоочистителя от «Жигулей-четверки», купленная в автомагазине за 30 рублей. В качестве омывателя используется пластиковая бутылка с пробитой гвоздем крышкой.

Пришло жаркое лето. Тут уже пришлось пожалеть об отсутствии — да ладно, уж не кондиционера, хотя бы электроприводов стеклоподъемников. С водительского сиденья, не отстегивая ремень, можно опустить/поднять все стёкла, но это только стоя на светофоре. На ходу можно без риска опускать только водительское стекло. А с электроприводом — вжик, и поднял, скажем, правое заднее на ходу. И дуть перестало.

В очень серьезную грозу, с градом, соответствующим ливнем и видимостью восемь метров оценил и максимальный режим дворников, и задний противотуманный фонарь. Ощущение, что заехал под водопад. Стекла постепенно стали запотевать, обдув не справлялся, ехал с тряпкой в руке. Скорость была 10-30 км/ч, правый ряд вообще встал, половина водителей решила переждать непогоду и остановились прямо в ряду, включив аварийку, вторая половина пыталась их объехать. Асфальт превратился в горную речку — чистую и бурную. Но Матизик молодец, через грозовой фронт переполз, а дальше нормально поехали.

Вместимость Матиза. Владелец занимается туризмом, поэтому типовой вариант загрузки автомобиля — четыре взрослых туриста и четыре маленьких «однодневных» рюкзачка. Пассажирам комфортно, на ходу можно кушать и пить, дешевле, чем в автобусе, и быстрее, чем на электричке. Если ехать на несколько дней, с серьезными рюкзаками, то без багажника на крышу только вдвоем. Ездили с женой в отпуск, сложили заднее сиденье, в машину помимо двух экспедиционных рюкзаков вошла еще куча барахла и еще место осталось. Еще один вариант загрузки — муж, жена, свекровь и тёща плюс рассада в багажнике. При этом аптечки-огнетушители и прочий багаж ехал на полу на центральном тоннеле и на коленях у пассажиров.

Матиз в городе. Ну, что тут скажешь — удобно и комфортно. Спокойно помещаешься в правом ряду между отсутствующей решеткой ливневой канализации справа и здоровенным бетоновозом слева. Про то, что можно ездить между рядами — сказки, я на велосипеде не всегда промеж машинок протискиваюсь. Ну, если только к левому краю левого ряда поставить один Матиз, к правому краю правого ряда поставить второй Матиз, то, в принципе, третий Матиз между ними уместить несложно. Только вот беда, не все у нас в городе на Матизах ездят. В пробках летом жарко, но это во всех авто без кондиционера. Еще в пробках устает голеностоп правой ноги — высоковато подвешена педаль тормоза. Учитывая, что Матиз отлично ездит на холостых оборотах, в затяжных пробках порой ставишь ступню на коврик, трогаешься на сцеплении, тормозишь ручником. Про удобство парковки — у нас в городе это давно определяется не размером «дырки», а размером наглости водителя. Выходишь, бывало, из магазина на улицу — а выход с лестницы перекрыт здоровым грязным боком какого-нибудь «Трибьюта». А водила оставил его и пошел по своим делам. Все парковочные места в городе, куда можно поставить машину без помех прочим горожанам, уже давно заняты. Исключение — стоянки у супермаркетов, и то не в любое время.

Кого можно на Матизе «сделать» со светофора. Вопрос, видимо, животрепещущий, в Интернете перемешиваются мегабайты и гигабайты по этому поводу. Расскажу и свой опыт, Матиз 0,8 в машине я один. Со светофора можно обогнать ЗиЛ-131 ярко желтый, с красной полосой и надписью «Газовая служба». Если это тоже желтый Богдан А-09204, набитый пассажирами и с Заурбеком за рулем, то обогнать его можно только после 50 км/ч, чуреки с места лихо берут. Дизельные маршрутки типа «Форд-Транзит» или «Фиат-Дукато» обгонять и не пытался. Про легковушки молчу… Об уважении на дороге. Матизоводы зачастую жалуются, что их на дороге ни во что не ставят. Ну не знаю… Я! я езжу на Матизе в самой дешевой комплектации, с черными бамперами и с восклицательным знаком на заднем стекле! И никаких проблем с окружающими водителями не испытываю. Дураки, понятно, встречаются, но не забывайте, в какой стране мы живем. А основная масса народу ездит спокойно и предсказуемо.

Матиз за городом. Как-то так выходит, что большую часть километража машинка накатывает за городом. По хорошей дороге типа «автобан» идет отлично и хорошо управляется вплоть до максимальной скорости — для моего Матиза это 130 по спидометру. Никуда он при этом не взлетает. При езде с открытыми окнами ощущаются порывы ветра. Колейность асфальта чувствуется. По скорости предпочитаю ездить чуть меньше сотни — и не штрафуемо, и обороты двигателя на пятой передаче где-то 3800, это уже пик крутящего момента и машина нормально залазит в горки. Быстрее разгоняюсь только на обгоне. Кстати, об обгонах. Тут все зависит от скорости тихохода. Если он едет 50 км/ч — включаешь третью передачу и вперед. Если он едет 70 — это самая противная скорость. Во-первых, третью передачу тут уже не включишь, она на 80 заканчивается, да и двигатель свыше 4500 об/мин тянет хуже. А во-вторых, скорость уже достаточно велика, чтобы просматриваемый участок быстро закончился. Для обгона фуры на груженом Матизе нужен где-то километр пустой встречки. Если же тихоход едет 80 и больше — то он уже не тихоход. Зачем его тогда обгонять — можно и 80 ехать.

Проходимость Матиза. Обычная для пузотерки. Самая засада — это грейдер в солнечный день с боковым освещением. На дороге от растительности солнечные пятна и рельеф не видно совершенно. В результате на скорости 20 км/ч влетаешь в поперечную канаву и хорошо ударяешься защитой. По сухому грунту ползаем нормально, но помним про клиренс. Иногда лучше остановиться, выйти и наметить траекторию. Особенно перед лужами — выйти, палочкой пощупать, твердое ли дно, какова глубина. В жидкую грязь или глубокий снег я никогда не поеду, не имея среди пассажиров двух здоровых мужиков. Хотя застрял я всего один раз, в октябре 2012 и то по глупости. Сверху чуть подморозило, снежком припорошило, а под снежной "пудрой" жидкая грязь. Остановились сдуру в низком месте, думали здесь машину оставить, выходим, чпок и нога ушла. Сажусь за руль, колесо переднее крутится, машина не едет. Ладно. Штурман в задний бампер толкнул, выехали. Обратно этот участок проезжал уже без остановок и без пассажиров - проскочил, хотя свалился в свою же колею.

Матиз в деталях.
Пассажир или пассажирка на правом сидении вынуждены прижиматься правее — коробка передач ручная и промежду креслами постоянно шурует локоть водителя. Пуховые куртки зимой усугубляют ситуацию, поэтому особо плотных телосложением усаживаем назад. Задние пассажиры в эйфории — им просторно. Двери открываются и спереди, и сзади на хороший угол, садиться и выходить удобно. Задних подголовников нет, один плафон освещения на всех (включается только вручную), ночью подсвечиваются все кнопки вплоть до корректора фар, есть визуальная сигнализация ручника и ремня безопасности водителя. Эргономических недочетов, пожалуй, два. Во-первых, высоковата педаль тормоза, что утомляет в пробках (уже писал об этом). Во-вторых, руль по высоте не регулируется и при удобной для меня посадке чуть перекрывает сигнализато поворотников и верхнюю часть шкалы спидометра. А эта часть самая важная. Сейчас уже привык на трассе держать стрелку чуть вправо от вертикали, ранее приходилось подглядывать, сгибая шею.

Багажник. Под полом полноценная запаска (докупалась отдельно), половина багажника всегда занята всяким барахлом типа домкрата, компрессора, троса, ключа и свечей, бутыли с водой, огнетушителя и т.д. Багажник не имеет полки, что очень нравится задним пассажирам — можно на ходу достать из багажника рюкзак и извлечь из него вкусняшки. Дверь задка открывается только ключом, а поскольку ключ один, то для открывания задней двери надо глушить мотор. Поэтому зачастую багажник загружается/разгружается через боковые двери. От шальных глаз содержимое багажника закрывает старое покрывало. Поверх рюкзаков обычно кладутся куртки, располагаясь так, чтобы не закрывать обзор назад. Но много в этот багажник не положишь, он совсем небольшой. Для большого поставлен багажник на крышу.

Обзорность и головной свет. По автомобильным меркам хороши. Правое зеркало сферическое. Наружные зеркала настраиваются тыканьем пальца в отражающие элементы, водитель при этом сидит на своем месте, передние стекла опущены. В шарнире правого зеркала, видимо, многовато смазки, отчего на сильной жаре регулировка уходит, приходится достраивать. При стоянке в узких местах зеркала складываю, дабы не мешать проходящим людям.

Двигатель. Шестиклапанный моторчик, без наддува, объемом с бутылку шампанского. Очень хороший. Прогретый мотор на первой передаче отлично возит на холостых, даже в небольшую горку и даже с кучей пассажиров. На стоянках маневрирую всегда на холостых, подгазовывать приходилось уже в довольно глубоком снегу с вывернутыми до упора колесами. В пологую горку в четверть педали газа везет на 4 передаче на скорости 40 км/ч. Но пик крутящего момента приходится на 3500-4500 об/мин (подхват наиболее хорошо выражен при нажатии газа на 3/4), и, если ездить динамично, приходится использовать этот диапазон. При большой нагрузке на двигатель (выезд со второстепенки, обгон, разгон груженого Матиза в гору с нулевой скорости) приходится его крутить до 5000 об/мин и более, но с двумя клапанами на цилиндр на таких оборотах смесь, видимо, уже горит хуже и тяга начинает снижаться. На оборотах выше 4000 для эффективного разгона дроссель лучше держать полностью открытым.

Охлаждается мотор хорошо, вторая скорость вентилятора пока ни разу не включалась. Зимой при температуре выше -20 для своего скромного объема хорошо отапливает машину, через полчаса движения она уже вся прогревается, и сиденья, и панели кузова. Вибрации на холостом ходу незначительны, на ходу и вовсе незаметны. Двигатель слышно начиная с 3000 об/мин, на разгоне он звучит очень приятно. Горячий двигатель где-то в 5% случаев заводится не с первого раза. Причем если открыть капот, то бензином пахнет. Может, свечка какая барахлит. Лечится повторным запуском. Куда-то потихоньку испарялся тосол. Перед ТО-0 купил дзержинского тосола и долил, а то узбеки дольют водички, и будет у меня со временем в системе охлаждения вода. После второго долива тосол испарятся перестал — видимо, закрутил как следует крышку расширительного бачка. Уровень масла в моторе особо не меняется.

Перед началом движения мотор всегда прогреваю до выхода стрелки термометра из белого сектора. По приезду двигатель не глушу, пока не выключится вентилятор. А поскольку он гудит довольно тихо, на оживленной улице его не слышно. Надо или открывать капот и смотреть, либо внимательно глядеть на термометр на щитке приборов. Вентилятор включается на 93 С, выключается на 90 С, поэтому стрелка отклоняется едва-едва.

В горной местности при езде вчетвером нагрузка на двигатель большая, поэтому на шестой тысяче пробега решил заменить воздушный фильтр. По регламенту фильтр меняется через тридцать тысяч, узбеки меняют через 10 тысяч. Вынув фильтр из корпуса, я долго подбирал с земли собственную челюсть. Слой пыли и волокон в полтора сантиметра толщиной! Фильтрующий элемент (оригинальный Daewoo) местами разорван. Апофеозом стали задержанные фильтром кусочки сосновой коры (!). И всё это дело при 1/6 назначенного ресурса. Думаю, при пробегах за 20 тыс почти весь воздух идет через байпас (там есть трубочка) в обход фильтра, что, разумеется, не идет мотору на пользу.

Уж если залез в корпус воздухофильтра, решил вынуть «дюндяву» из патрубка. Пришлось отсоединить воздуховод. «Дюндява» выдернулась при очень большом усилии, у меня даже были мысли её распилить, чтобы не повредить корпус фильтра. Контрольная поездка вызвала удовлетворение — тяга возросла на всех оборотах, кроме холостых. Но оно и понятно — на малых скоростях движения воздуха сопротивление фильтра невелико. Поэтому создалась иллюзия, что плохо стал тянуть на холостых. Но нет, в горку на холостых Матиз заехал отлично. На низких, средних и высоких оборотах просто конфетка. Можно пореже переключать передачи, на 5000 об/мин тяга не падает так сильно, как раньше. Короче, мораль — почаще менять воздушный фильтр. Цена фильтра двести четыре рубля, ковыряться под капотом максимум минут десять, даже если не понимаешь, как его менять. При наличии опыта, думаю, можно уложиться в три минуты.

Коробка передач. Матизы тахометром не комплектуются. Передачи переключаешь по спидометру. Максимальная для моей эксплуатации частота вращения коленчатого вала составляет 5000 об/мин, при этом скорость по спидометру примерно будет: I — 30, II — 50, III — 80, IV — 105, V — 130. При активной езде и на грунтовке работать рычагом приходится часто. Управляется коробка отлично, передачи находятся и включаются легко. Самостоятельно не вылетают, хотя я, забывшись, порой выключал передачи без выжима сцепления. Упрямится порой передача заднего хода, но она несинхронизированная. Если задний ход включается плохо, включаю сначала первую и, не отпуская сцепления, заднюю — влетает как слива в рот.

Тормозная система. Ощущение легкости торможения зависит от двух факторов. 1. Род обуви водителя. Зиму езжу в рабочих ботинках, стальная стелька, стальной подносок — Матиз останавливался под весом ноги. Летом езжу в кроссовках из сеточки — к педали приходится прикладывать усилие. 2. Количество пассажиров на борту. С полной загрузкой при экстренном торможении перед мегаколдобинами уже не хватает сцепных свойств шин. Поставить бы вперед резину поширше (165 мм), но под нее уже другие диски надо покупать.

Рулевое управление. На Матизах без гидроусилителя руль делает от упора до упора более четырех оборотов. Ох и долго я к нему привыкал! Да, крутить руль на стоящем авто нетрудно. Да, точно задать траекторию на высокой скорости легко. Но на грунтовке и разбитом грейдере, объезжая ямы на скорости 5-10 км/ч, руль приходится до того шустро крутить, что жена в испуге прижималась к правому стеклу, руки так и мелькали. На выезде со второстепенки во время одного такого сверхскоростного руления чуть не разбил локтем левое стекло.

Подвеска. Подвеска мягкая, комфортная. Мелкие и средние неровности слышатся, но не чувствуются. Ездить приятно. Недостатков два. Жесткость пружин рассчитана на груженую машину. Если передок всегда идет мягко, спереди висит двигатель и сидит водитель, то пустой зад на крутых волнах иногда подскакивает над дорогой. Машина легкая, задняя часть кузова едва ли вдвое тяжелее двух пассажиров. Что поделать, издержки малого класса. Загруженный Матиз плывет как крейсер. Второй недостаток — малый ход подвесок. Если колесо проваливается в крупную яму, ход отбоя мигом выбирается, колесо вывешивается, а, поскольку неподрессоренные массы сколько-нибудь да весят, на кузов передается удар. Сначала я пугался, думал, колесо отвалилось, потом привык. Запас по ходу на сжатие побольше, пару раз на шоссе с полной загрузкой на асфальтовых волнах прожимало до упора в буфера, но здесь все понятно и ничего страшного.

Колёса. Матиз с момента покупки ездит на шинах 155х70R13. Резина такой размерности хорошо встает на штатные диски, сохраняется ход подвески, при вывернутом руле колеса в арки не упираются, дилер с гарантии не снимает. Клиренс повыше, где-то на 2,5 % занижается скорость и пробег по штатному спидометру. Но даже резина такого размера для наших ям маловата объемом. В машине ездит шинный манометр, раз в неделю им пользуюсь. Поддерживаю давление летом 2,4-2,5 бар, зимой 2,5-2,8 бар. С таким давлением не пробивался ни разу, в какие бы ямы не влетал. Марка шин зимой Barum Norpolaris, летом Barum Brillantis 2. Шины хорошие, каркас мягкий.

Звукоизоляция. Её нет. Хорошо, что основные агрегаты тихие. Работа подвески слышна всё время, но её не замечаешь, дорога лупит по колёсам негромко — сказывается, видимо, малый  объем баллонов. Размер зерна асфальта под колесами тоже явно различим. До 3000 об/мин слышно коробку передач, свыше 3000 — двигатель. На скорости 90 и больше ощущается шум встречного потока. Но тем не менее, на скоростях менее сотни с закрытыми окнами можно без крика разговаривать с попутчиками.

Надежность. За год эксплуатации и 10000 км в машине сломалось следующее.
1 Выехал со стоянки с открытым багажником. Забыл закрыть. Остановился у обочины. Поскольку вылезать было лень, попросил жену выйти и закрыть. Жена у меня багажник закрывала впервые в жизни, поэтому бухнуло так, что Матиз аж присел. В результате пострадал дополнительный стоп-сигнал -  лопнула спираль лампы и вылетел из креплений рассеиватель. Пока менял на морозе лампочку и вставлял рассеиватель, обломал пластмассовые фиксаторы на корпусе стоп-сигнала. Держится на штатных шурупах. Мораль - лень это зло:)

2 Во вторую зиму замёрзли газовые упоры двери багажника. Давления газа хватает поднять дверь до горизонтального положения, дальше - фиг. Толкай руками. На ТО 10000 пожаловался дилеру, они отогрели машину в тёплом боксе и сказали - всё нормально:)

3 Видимо, чтобы клиент далее лишних вопросов не задавал, при "технологической" мойке дилерские узбеки налили воды в замочную скважину двери багажника. На морозе она... Действительно, багажник не открывается, нет и претензий к работе упоров. Молодцы!

4 После той же мойки стала глючить электрика. При включении фар срабатывает реле заднего противотуманного фонаря. Лечится повторным включением фар. Порой не сразу включается подсветка управления печкой.

5 В снегопад "водительская" щетка стеклоочистителя обмерзла и резинка деформировалась. Заменил резинку.

Финансовые итоги - 2012.
За год на машину потрачено, рублей. Стоянка - 21240. Бензин - 16093. ТО - 7200. Страховка - 8000. Разные ништяки (летняя резина, омывайка, компрессор, видеорегистратор, чехлы, щетка/лампочка) 9000. Мойка 750. Итого каждый месяц на машину уходило чуть более 5 т.р. Пока тянем.

Стоит ли покупать Матиза. Каждому своё. Для нас покупка Матиза, как автомобиля наиболее дешевого в приобретении и эксплуатации, полностью оправдывается. Мы ездим на автомобиле, живем с женой в отдельной квартире, жена не вкалывает на ночных сменах в стационаре, мать вовремя получает необходимое лечение. Откладываем деньги на рождение детишек. И все счастливы!

И напоследок. На АЗС рядом со мной заправлялся водитель «Волги». Сообщил, что положил глаз на покупку Матиза, расспросил о расходе топлива. Расскажу и здесь. Двигатель 0,8л. Компрессор кондиционера и насос гидроусилителя мощность не отбирают по причине их отсутствия. С педалью газа не стесняюсь абсолютно. Топливо — бензин А-92. Единица измерения — литров на сто километров.

Декабрь, город, обкатка. 8,4.
Зима, город, пробки, прогревы. 7,82. В сильные морозы до 8.
Лето, город, пробки. 6,70.
Лето, шоссе, грейдер, грунт, горная местность, 4 человека. 5,75.
Лето, шоссе, горная местность, 2 человека. 4,89.

Средний расход бензина за 2012 г - 6,60 л/100км.

Расход топлива вычислен по топливомеру бензораздаточной колонки и штатному одометру Матиза. Учитывая колеса увеличенной размерности, реальный расход меньше указанного выше где-то на 2,5%.

Спасибо всем, кто прочитал!